Общая цель самоуправления образовательного учреждения — становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива. Ученическое самоуправление представлено Советом школьников, комитетами, советами по направлениям и центрами. Цель ученического самоуправления — реализация интересов и потребностей учащихся в образовательном учреждении, приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни школы.
Задачи ученического самоуправления
-
Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;
-
Приобретение детьми знаний, умений и навыков управленческой деятельности.
-
Создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности.
-
Активное включение учащихся в творческие дела, требующие коллективной деятельности.
-
Развитие творчества, инициативы, организаторских способностей, формирование активной преобразующей гражданской позиции школьников.
-
Воспитание сознательной дисциплины, создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых.
-
Подведение итогов работы, анализ ее результатов.
Модель самоуправленческой деятельности
Данная модель предполагает включение родителей и учителей в самоуправленческую деятельность, опираясь на административную структуру образовательного учреждения.
Цель педагогического самоуправления — реализация профессиональных потребностей и интересов педагогических работников в образовательном учреждении.
Цель родительского самоуправления — реализация потребностей и интересов родителей, связанных с обучением и воспитанием ребенка.
Ключевым фактором становления и формирования личности является социальная среда, окружающая подрастающего ребёнка. Школа не может и не должна перевоспитывать родителей и преобразовывать семью - это лежит за пределами ее полномочий, но школа может содействовать наиблагоприятнейшим условиям личностного становления ребёнка путем влияния на семейное воспитание. Поэтому составной частью нашей работы с родителями является обеспечение родителей сведениями о целях и задачах воспитания школьника на данный учебный год, традициях школы и т.д. Единое воспитательное поле создается, если родители приобщаются к реальной практической деятельности детей в школе, проживая вместе с детьми определенные ценностные отношения. Задачи:
-
включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность детей;
-
правовое просвещение родителей;
-
оказание помощи родителями материально-финансовой помощи школе;
-
организация здорового образа жизни ребенка в семье и школе.
Принципы построения и развития школьного самоуправления
-
Принцип сотрудничества.
-
Принцип коллективного творческого дела.
-
Принцип полноты доверия.
-
Принцип сотрудничества детей и взрослых.
-
Принцип приоритета прав личности.
-
Принцип единого планирования.
-
Принцип сменяемости актива
Полномочия ученического самоуправления
Совет старшеклассников образовательного учреждения — высший орган ученического самоуправления в образовательном учреждении в период между общими ученическими собраниями. Этот совет избирается общим собранием обучающихся, которое определяет также срок его полномочий, если он не указан в Положении об ученическим самоуправлении образовательного учреждения. Сбор Совета старшеклассников образовательного учреждения проводится 2 раза в месяц (по четвергам).
Совет старшеклассников:
-
координирует деятельность всех органов и объединений учащихся образовательного учреждения;
-
организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в образовательном учреждении;
-
готовит и проводит собрания и конференции учащихся образовательного учреждения;
-
в случае необходимости принимает решение о досрочном проведении отчетно-выборного школьного ученического собрания;
-
обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших ученических мероприятий;
-
заслушивает отчеты о работе своих рабочих органов (комиссий, советов, отделов и др.), органов самоуправления первичных коллективов и принимает по ним необходимые решения;
-
заслушивает информацию и отчеты ответственных лиц самоуправления о выполнении решений общего собрания учащихся и своих решений, принятых на предыдущих заседаниях;
-
решает вопросы поощрения и наказания учащихся, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;
-
принимает решения об использовании заработанных ученическим коллективом образовательного учреждения денег;
-
утверждает состав делегации учащихся образовательного учреждения на городские (районные) совещания и конференции школьников.
Примечание. Ученический совет может создавать комиссии, штабы и другие рабочие органы ученического самоуправления по отдельным направлениям деятельности, собирающиеся на свои заседания по мере необходимости. Рабочие органы ученического совета планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению. Эти органы самоуправления имеют право просить администрацию и педагогический совет о выделении им в помощь педагогов-консультантов из числа имеющих соответствующую квалификацию учителей.
Организация самоуправления в классе
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.
Для достижения поставленных целей необходимо реализовать ряд задач:
-
предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
-
формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
-
воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;
-
воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолеть трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;
-
сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.
Функции совета класса (СК):
-
участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;
-
подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;
-
заслушивает отчёты о проделанной работе ответственных за направления;
-
организует участие класса в КТД (коллективно-творческих делах);
-
выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;
-
обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях;
-
поддерживает связь с советом школы.
Правила для учащихся класса
-
Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся.
-
Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье своё и окружающих.
-
Принимать активное участие в жизни коллектива.
-
Свободно выражать своё мнение по любому вопросу.
-
Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.
-
Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.
-
Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.
-
Не опаздывать на урок.
-
Не пропускать школу без уважительной причины, а в случае отсутствия в школе необходимо: а)поставить в известность классного руководителя и предоставить документы, объясняющие твоё отсутствие в школе; б)не покидать школьное здание, не получив на это разрешения классного руководителя.