Нормативные документы
Цели и задачи преподавания учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является составляющей частью УМК «Школа России». Важнейшей отличительной чертой учебно-методического комплекта «Школа России» является его ориентированность на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, что исключительно важно в наше время, поэтому содержание УМК «Школа России» полностью соответствует целевым установкам, заложенным в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Цели:
-
сохранение и развитие культурного разнообразия многонационального народа Российской Федерации;
-
возможность получения начального общего среднего образования на родном языке;
-
овладение духовно-нравственными ценностями и культурой многонационального народа России.
Задачи:
-
Формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
-
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
-
Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре и истории современной России;
-
Сформировать первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
-
Способствовать становлению внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания и духовных традициях народов России;
-
Осознание ценности человеческой жизни;
Для решения основных задач реализации содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» существует завершенная предметная линия учебных пособий:
Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. |
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур |
4(4/5) |
ДРОФА |
http://www.drofa.ru/13/ |
Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. |
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики |
4(4/5) |
ДРОФА |
http://www.drofa.ru/13/ |
Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. |
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры |
4(4/5) |
ДРОФА |
http://www.drofa.ru/13/ |
Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. |
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры |
4(4/5) |
ДРОФА |
http://www.drofa.ru/13/ |
Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. |
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры |
4(4/5) |
ДРОФА |
http://www.drofa.ru/13/ |
Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С. |
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры |
4(4/5) |
ДРОФА |
http://www.drofa.ru/13/ |
Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И. |
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики |
4 |
Издательство "Академкнига/Учебник" |
http://www.akademkniga.ru/catalog/15/1355/ |
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. |
Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4 класс. В 2 ч. Ч.1: Введение. Ч.2: Основы исламской культуры" |
4 |
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ |
http://vgf.ru/orkse |
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. |
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. В 2 ч. Ч.1: Введение. Ч.2: Основы православной культуры |
4 |
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ |
http://vgf.ru/orkse |
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. |
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. В 2 ч. Ч.1: Введение. Ч.2: Основы светской этики |
4 |
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ |
http://vgf.ru/orkse |
Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков |
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. В 2 ч. Ч.1: Введение. Ч.2: Основы мировых религиозных культур |
4 |
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ |
http://vgf.ru/orkse |
Содержание всех пособий курса органично интегрируется в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
1. Тема гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках:
№1, 30 |
«Россия – наша Родина», «Любовь и уважение к Отечеству» |
Основы исламской культуры |
№1, 30 |
«Россия – наша Родина», «Любовь и уважение к Отечеству» |
Основы буддийской культуры |
№1, 30 |
«Россия – наша Родина», «Любовь и уважение к Отечеству» |
Основы мировых религиозных культур |
№1,30 |
«Россия – наша Родина», «Любовь и уважение к Отечеству» |
Основы иудейской культуры |
№1, 19, 28, 30 |
«Россия – наша Родина», «Подвиг», «Защита Отечества» «Любовь и уважение к Отечеству» |
Основы православной культуры. |
2. Тема важнейшие нравственные категории (добро и зло, милосердие, честь, достоинство) нормы морали, осознанного и обоснованного нравственного выбора, наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках:
№19, 20, 21 |
«Нравственные ценности ислама», «Сотворение добра», «Дружба и взаимопомощь» |
Основы исламской культуры |
№9, 11, 10, 12, 19, 20-21 |
«Добро и зло», «Любовь к человеку и ценность жизни», «Сострадание и милосердие», «Принцип ненасилия», «Путь духовного совершенствования», «Буддийское учение о добродетелях» |
Основы буддийской культуры |
№9, 10, 27, 29 |
«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния», «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь», «Долг свобода, ответственность, труд» |
Основы мировых религиозных культур |
№15, 21, 23 |
«Добро и зло», «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь», «Совершенствование в иудаизме» |
Основы иудейской культуры |
№9, 10, 12, 13, 19, 21 |
«Православное учение о человеке», «Совесть и раскаяние», «Милосердие и сострадание», «Подвиг», «Золотое правило этики», «Зачем творить добро?» |
Основы православной культуры. |
3. Тема труда, образования, уважение к труду; творчество и созидание, ценностного отношения к природе; окружающей среде наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках:
№ 26, 27, |
«Ценность и польза образования», «Ислам и наука», «»Искусство ислама» |
Основы исламской культуры |
№13, 29 |
«Отношение к природе», «Искусство в буддийской культуре» |
Основы буддийской культуры |
№2-3, 14-15, 29 |
«Культура и религия», «Искусство в религиозной культуре», «Долг свобода, ответственность, труд» |
Основы мировых религиозных культур |
№2, 26, 29 |
«Культура и религия», «Отношение христианина к природе», «Христианин в труде» |
Основы православной культуры |
4. Тема семья, родители, взаимоотношения в семье, забота о старших и младших, наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках:
№ 21, 22, 23, 24 |
«Дружба и взаимопомощь» «Семья в исламе», «Родители и дети»,«Отношения к старшим» |
Основы исламской культуры |
№ 12, 15 |
«Сострадание и милосердие», «Семья в буддийской культуре» |
Основы буддийской культуры |
№27, 28 |
«Семья», «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь», |
Основы мировых религиозных культур |
№28-29 |
«Ценности семейной жизни в иудейской традиции» |
Основы иудейской культуры |
№12, 19, 27 |
«Милосердие и сострадание», «Подвиг», «Христианская семья» |
Основы православной культуры. |
Выбор приоритетной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для учащихся определяют родители (законные представители). Таким образом, система учебников «Школа России» как важнейший компонент духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника, в соответствии с требованиями ФГОС, в том числе и средствами предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
-
Формирует личностные результаты освоения основной образовательной программы;
-
Реализует систему основных национальных ценностей и направления духовно-нравственного воспитания и развития, учащихся младшего школьного возраста;
-
Успешно сочетает систему урочной и внеурочной деятельности ОУ
Анкетирование для родителей
1. Как Вы считаете, где, прежде всего в современном обществе люди должны получать представления об Основах религиозной культуры и светской этике? (выберите не более 3 вариантов ответа).
-
в семье;
-
в школе;
-
в религиозной организации;
-
из художественных произведений;
-
из СМИ;
-
в компании друзей, сверстников;
-
затрудняюсь ответить.
2. Как Вы относитесь к введению в учебные программы общеобразовательных школ предмета об Основах религиозной культуры и светской этике?
-
положительно;
-
мне это безразлично;
-
отрицательно;
-
затрудняюсь ответить.
3. Есть родители, которые одобряют и не одобряют изучение Основ религиозной культуры и светской этики в школе. Какое из перечисленных суждений разделяете лично Вы? (отметьте всё необходимое)
-
изучение основ религиозной культуры и светской этики нужно для общего развития, расширения кругозора, приобщения ребенка к истории и культуре своего народа;
-
изучение основ религиозной культуры и светской этики способствует духовному развитию, нравственному воспитанию молодежи;
-
улучшится обстановка в молодежной среде (будет меньше криминала, пьянства, наркомании);
-
это поможет воспитанию терпимости (толерантности) в обществе;
-
это поможет детям определить свое отношение к религии;
-
сейчас модно быть приобщенным к религии;
-
эти предметы перегружают учебную программу, утомляют детей;
-
неграмотно организованные занятия могут разжигать межрелигиозную межэтническую рознь;
-
это приведет к усилению влияния религиозных организаций в обществе, что противоречит 14 и 28 статьям Конституции РФ, закрепляющим принцип светского государства, равенства всех религий и свободы совести.
4. Как Вы думаете, кого лучше предпочесть в качестве преподавателя ?
-
учителя истории;
-
учителя обществознания;
-
специалиста - религиоведа, теолога;
-
работника религиозной организации;
-
педагогического работника, прошедшего обучение на курсах повышение квалификации по истории и культуре религии;
-
затрудняюсь ответить.
5. Если бы Вы могли выбрать для своего ребёнка предмет по Основам религиозной культуры и светской этики, на чём Вы бы остановили свой выбор:
-
Основы православной культуры (Православная культура);
-
Основы исламской культуры;
-
Основы буддистской культуры;
-
Основы иудейской культуры;
-
Основы светской этики;
-
Основы мировых религиозных культур;
-
Другие (напишите)__________________________________________________
6. По Вашему мнению, изучение Основ религиозной культуры и светской этики в школе повлияет или не повлияет на отношения между людьми различных вероисповеданий?
-
никак не повлияет;
-
улучшит;
-
ухудшит;
-
затрудняюсь ответить.
7. Какие изменения в сознании и поведении своего ребенка Вы бы желали увидеть после изучения им курса Основ религиозной культуры и светской этике ? (отметьте всё необходимое)
-
желаю, чтобы мой ребенок стал верующим человеком;
-
стал более духовным, нравственным человеком с четкими жизненными ориентирами;
-
стал более образованным человеком;стал более терпимым к людям различных вероисповеданий и этносов;
-
стал менее подвержен предрассудкам, суевериям, обману невежественных людей;
-
задумался бы о смысле жизни, о душе, вечности;
-
усвоил понятия «добро», «зло», «грех», «грех наказуем», «смирение и послушание»;
-
стал заботиться о родителях, о бедных, инвалидах, стариках;
-
не жду никаких изменений;
-
затрудняюсь ответить.
8. Если бы у Вас был выбор, Вы бы предпочли, чтобы Ваш ребенок изучал Основы религиозной культуры и светской этики в общеобразовательной школе, в воскресной (по религиозным организациям) школе, дома или вообще не изучал?
Благодарим за участие в исследовании!
|
|