НШ.ОРКСЭ
   

муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №47
имени В.П.Пустового  г.Челябинска

Основы религиозных культур и светской этики

 

Нормативные документы
Рабочая программа учебного  курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является составляющей частью УМК «Школа России». Важнейшей отличительной чертой учебно-методического комплекта «Школа России» является его ориентированность на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, что исключительно важно в наше время, поэтому содержание УМК «Школа России» полностью соответствует целевым установкам, заложенным в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Цели:

  1. сохранение и развитие культурного разнообразия многонационального народа Российской Федерации;

  2. возможность получения начального общего среднего образования на родном языке;

  3. овладение духовно-нравственными ценностями  и культурой многонационального народа России.

Задачи:

  1. Формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  2. Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  3. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  4. Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре и  истории современной России;

  5. Сформировать первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  6. Способствовать становлению внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания и духовных традициях народов России;

  7. Осознание ценности человеческой жизни;

Для решения основных задач реализации содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» существует завершенная предметная линия учебных пособий:

Амиров Р.Б.,
Воскресенский О.В.,
Горбачева Т.М. и др.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур                               

4(4/5)

ДРОФА

http://www.drofa.ru/13/

Шемшурин А.А.,
Брунчукова Н.М.,
Демин Р.Н. и др.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики

4(4/5)

ДРОФА

http://www.drofa.ru/13/

Костюкова Т.А.,
Воскресенский О.В.,
Савченко К.В. и др.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры

4(4/5)

ДРОФА

http://www.drofa.ru/13/

Амиров Р.Б.,
Насртдинова Ю.А.,
Савченко К.В. и др.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры

4(4/5)

ДРОФА

http://www.drofa.ru/13/

Пропирный Н.Г.,
Савченко К.В.,
Бурмина Т.Ю.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры

4(4/5)

ДРОФА

http://www.drofa.ru/13/

Китинов Б.У.,
Савченко К.В.,
Якушкина М.С.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры

4(4/5)

ДРОФА

http://www.drofa.ru/13/

Васильева Т.Д.,
Савченко К.В.,
Тюляева Т.И.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики

4

Издательство "Академкнига/Учебник"

http://www.akademkniga.ru/catalog/15/1355/

Виноградова Н.Ф.,
Власенко В.И.,
Поляков А.В.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4 класс. В 2 ч. Ч.1: Введение. Ч.2: Основы исламской культуры"

4

Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

http://vgf.ru/orkse

Виноградова Н.Ф.,
Власенко В.И.,
Поляков А.В.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. В 2 ч. Ч.1: Введение. Ч.2: Основы православной культуры

4

Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

http://vgf.ru/orkse

Виноградова Н.Ф.,
Власенко В.И.,
Поляков А.В.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. В 2 ч. Ч.1: Введение. Ч.2: Основы светской этики

4

Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

http://vgf.ru/orkse

Н.Ф.Виноградова,
В.И.Власенко,
А.В.Поляков

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. В 2 ч. Ч.1: Введение. Ч.2: Основы мировых религиозных культур

4

Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

http://vgf.ru/orkse

Содержание всех пособий курса органично интегрируется в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

1. Тема гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках:

№1, 30

«Россия – наша Родина», «Любовь и уважение к Отечеству»

Основы исламской культуры

№1, 30

«Россия – наша Родина», «Любовь и уважение к Отечеству»

Основы буддийской культуры

№1, 30

«Россия – наша Родина», «Любовь и уважение к Отечеству»

Основы мировых религиозных культур

№1,30

«Россия – наша Родина», «Любовь и уважение к Отечеству»

Основы иудейской культуры

№1, 19, 28, 30

«Россия – наша Родина», «Подвиг», «Защита Отечества» «Любовь и уважение к Отечеству»

Основы православной культуры.

2. Тема важнейшие нравственные категории (добро и зло, милосердие, честь, достоинство) нормы морали, осознанного и обоснованного нравственного выбора, наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках:

№19, 20, 21

«Нравственные ценности ислама», «Сотворение добра», «Дружба и взаимопомощь»

Основы исламской культуры

№9, 11, 10, 12, 19, 20-21

«Добро и зло», «Любовь к человеку и ценность жизни», «Сострадание и милосердие», «Принцип ненасилия», «Путь духовного совершенствования», «Буддийское учение о добродетелях»

Основы буддийской культуры

№9, 10, 27, 29

«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния», «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь», «Долг свобода, ответственность, труд»

Основы мировых религиозных культур

№15, 21, 23

«Добро и зло», «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь», «Совершенствование в иудаизме»

Основы иудейской культуры

№9, 10, 12, 13, 19, 21

«Православное учение о человеке», «Совесть и раскаяние», «Милосердие и сострадание», «Подвиг», «Золотое правило этики», «Зачем творить добро?»

Основы православной культуры.

3. Тема труда, образования, уважение к труду; творчество и созидание, ценностного отношения к природе; окружающей среде наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках:

№ 26, 27,

«Ценность и польза образования», «Ислам и наука», «»Искусство ислама»

Основы исламской культуры

№13, 29

«Отношение к природе», «Искусство в буддийской культуре»

Основы буддийской культуры

№2-3, 14-15, 29

«Культура и религия», «Искусство в религиозной культуре», «Долг свобода, ответственность, труд»

Основы мировых религиозных культур

№2, 26, 29

«Культура и религия», «Отношение христианина к природе», «Христианин в труде»

Основы православной культуры

4. Тема семья, родители, взаимоотношения в семье, забота о старших и младших, наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках:

№ 21, 22, 23, 24

«Дружба и взаимопомощь» «Семья в исламе», «Родители и дети»,«Отношения к старшим»

Основы исламской культуры

№ 12, 15

«Сострадание и милосердие», «Семья в буддийской культуре»

Основы буддийской культуры

№27, 28

«Семья», «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»,

Основы мировых религиозных культур

№28-29

«Ценности семейной жизни в иудейской традиции»

Основы иудейской культуры

№12, 19, 27

«Милосердие и сострадание», «Подвиг», «Христианская семья»

Основы православной культуры.

Выбор приоритетной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  для учащихся определяют родители (законные представители).
Таким образом, система учебников «Школа России» как важнейший компонент духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника, в соответствии с требованиями ФГОС, в том числе и средствами предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

  • Формирует личностные результаты освоения основной образовательной программы;

  • Реализует систему основных национальных ценностей и направления духовно-нравственного воспитания и развития, учащихся младшего школьного возраста;

  • Успешно сочетает  систему урочной и внеурочной деятельности ОУ

Анкетирование  для родителей

1. Как Вы считаете, где, прежде всего в современном обществе люди должны получать представления об Основах религиозной культуры и светской этике? (выберите не более 3 вариантов ответа).

  • в семье;

  • в школе;

  •  в религиозной организации;

  •  из художественных произведений;

  • из СМИ;

  • в компании друзей, сверстников;

  • затрудняюсь ответить.

2. Как Вы относитесь к введению в учебные программы общеобразовательных школ предмета об Основах религиозной культуры и светской этике?

  • положительно;

  • мне это безразлично;

  •  отрицательно;

  •  затрудняюсь ответить.

3. Есть родители, которые одобряют и не одобряют изучение Основ религиозной культуры и светской этики в школе. Какое из перечисленных суждений разделяете лично Вы? (отметьте всё необходимое)

  • изучение основ религиозной культуры и светской этики нужно для общего развития, расширения кругозора, приобщения ребенка к истории и культуре своего народа;

  •  изучение основ религиозной культуры и светской этики способствует духовному развитию, нравственному воспитанию молодежи;

  • улучшится обстановка в молодежной среде (будет меньше криминала, пьянства, наркомании);

  • это поможет воспитанию терпимости (толерантности) в обществе;

  • это поможет детям определить свое отношение к религии;

  • сейчас модно быть приобщенным к религии;

  • эти предметы перегружают учебную программу, утомляют детей;

  • неграмотно организованные занятия могут разжигать межрелигиозную межэтническую рознь;

  • это приведет к усилению влияния религиозных организаций в обществе, что противоречит 14 и 28 статьям Конституции РФ, закрепляющим принцип светского государства, равенства всех религий и свободы совести.

4. Как Вы думаете, кого лучше предпочесть в качестве преподавателя ?

  • учителя истории;

  • учителя обществознания;

  • специалиста - религиоведа, теолога;

  • работника религиозной организации;

  • педагогического работника, прошедшего обучение на курсах повышение квалификации по истории и культуре религии;

  •  затрудняюсь ответить.

5. Если бы Вы могли выбрать для своего ребёнка предмет по Основам религиозной культуры и светской этики, на чём Вы бы остановили свой выбор:

  • Основы православной культуры (Православная культура);

  • Основы исламской культуры;

  • Основы буддистской культуры;

  • Основы иудейской культуры;

  • Основы светской этики;

  • Основы мировых религиозных культур;

  • Другие (напишите)__________________________________________________

6.  По Вашему мнению, изучение Основ религиозной культуры и светской этики в школе повлияет или не повлияет на отношения между людьми различных вероисповеданий?

  • никак не повлияет;

  • улучшит;

  • ухудшит;

  • затрудняюсь ответить.

7.  Какие изменения в сознании и поведении своего ребенка Вы бы желали увидеть после изучения им курса Основ религиозной культуры и светской этике ? (отметьте всё необходимое)

  • желаю, чтобы мой ребенок стал верующим человеком;

  • стал более духовным, нравственным человеком с четкими жизненными ориентирами;

  • стал более образованным человеком;стал более терпимым к людям различных вероисповеданий и этносов;

  • стал менее подвержен предрассудкам, суевериям, обману невежественных людей;

  • задумался бы о смысле жизни, о душе, вечности;

  • усвоил понятия «добро», «зло», «грех», «грех наказуем», «смирение и послушание»;

  • стал заботиться о родителях, о бедных, инвалидах, стариках;

  • не жду никаких изменений;

  • затрудняюсь ответить.

8.  Если бы у Вас был выбор, Вы бы предпочли, чтобы Ваш ребенок изучал Основы религиозной культуры и светской этики в общеобразовательной школе, в воскресной (по религиозным организациям) школе, дома или вообще не изучал?

  • в общеобразовательной школе;

  • в воскресной школе;

  • дома;

  • вообще не изучал;

  • затрудняюсь ответить.

 

Благодарим за участие в исследовании!

 

 

 

 

Федеральный портал "Российское образование"   ГОУ ДПО ЧИППКРО    Единая коллекция ЦОР
 Портал Государственных услуг РФ Министерство образования и науки Челябинской области Федеральный Центр Информационно-Образовательных Ресурсов
Единое окно доступа к образовательным ресурусам        

Дата последнего обновления страницы 18.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»