Научно-исследовательская деятельность
   

муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №47
имени В.П.Пустового  г.Челябинска

Научно-исследовательская деятельность обучающихся

 

Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.
Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа.
Выделяют пять видов творческих исследовательских работ:

Реферативные - работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме. Суть реферативной работы - в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений. Реферат отвечает на вопросы: О том, что нового содержится в тексте?

Экспериментальные - творческие работы, написанные па основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Данные работы носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Проектные - творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Данные работы могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования.

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Все творческие работы имеют общие элементы: все работы выполняются с использованием литературных источников, но при выполнении реферативных работ анализ литературы являемся основным содержанием работы, а при выполнении проектных, экспериментальных, описательных, исследовательских работ анализ литературных источников выступает в качестве литературного обзора данных об исследуемом явлении.
В методическом плане все виды работ структуированы на постановку проблемы, собственно материал и выводы.
Отличительной особенностью исследовательских работ от других видов творческих работ является:

  • Практическая методика исследования выбранного явления.

  • Собственный экспериментальный материал.

  • Анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Существует определенный алгоритм выполнения научно-исследовательской работы - технологическая цепочка, которая включает четыре этапа:
1. Диагностический этап. Целью диагностического этапа технологической цепочки по выполнению научно-исследовательской работы является "найти" ученика, у которого было бы желание, интерес, способности к выполнению исследовательской работы через наблюдение, диагностику на уроках, внеклассных мероприятиях, собеседования, психолого-педагогическую диагностику.
2. Теоретический этап (этапы планирования). Важнейшими задачами данного этапа является анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, составление плана работы по теме исследования.
3. Определение области исследования - нужно четко определить границы предметной области, в рамках которой выполняется научно-исследовательская работа. Область исследования - это сфера науки и практики,в которой находится объект исследования.
Определение проблемы и темы исследования. Проблема - задача, преграда, трудность. Проблема исследования это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Решение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования очень важна. Она и определяет стратегию исследования, направление научного поиска.
Тема исследования - более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема - это ракурс, в котором рассматривается проблема исследования. Тема должна быть емкой, краткой и конкретной.
Выбор объекта и предмета исследования. Объект исследования — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Предмет исследования - это часть объекта, которую можно преобразовать, чтобы объект изменился.
Гипотеза исследования. Гипотеза (основание, предположение) - научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение.
Формулировка цели и задач исследования. Цель исследования - это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы. Обычно цель формулируют со слов:

  • доказать
  • обосновать
  • разработать
  • объяснить
  • определить
  • установить

Из поставленной цели вытекают задачи исследования. Задача исследования - выбор путей и средств для достижения цели. Задачи формулируют со слов:

  • провести анализ (мониторинг. социологический опрос, интервью и т.д.)

  • выявить
  • определить
  • установить
  • изучить

Отбор методов исследования. Метод исследования - это способ достижения цели исследования. Методы исследования делятся на теоретические ( сравнение, моделирование, классификация, систематизация) и эмпирические (изучение и анализ литературы, наблюдение, социологический опрос, тестирование, мониторинг, анкетирование, интервью).
Составление плана исследования.
Поиск и отбор информации по теме исследования.

4. Практический этап (этап выполнения). На данном этапе ребята выполняют согласно плану исследования (обрабатывают информацию, выполняют эксперимент) и оформляют научно-исследовательскую работу. Учитель на данном этане выступает в роли консультанта и помощника.

5. Рефлексивный этап (этап оценки результатов и зашиты исследовательских работ). На данном этапе учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования, презентации для зашиты научно-исследовательской работы. Презентации можно сделать на бумажных носителях в виде диаграммы, схемы, таблицы, фотографии и на электронных носителях в форме компьютерной презентации.

Памятка участнику конкурса, выступающему с докладом  исследовательской работы

Чтобы Ваше выступление было интересным, доходчивым и представляло выполненную Вами работу наилучшим образом, рекомендуется воспользоваться советами. При подготовке к защите работы, помните, что Ваш доклад должен отвечать на вопросы:

  • Зачем проводилось исследование? (Цель и задачи исследования)

  • Что известно из литературы по теме Вашего исследования? (Очень коротко).

  • Где и когда проводились исследования?

  • Какие методы сбора материала использовались и почему?

  • В каких условиях проводился сбор материала?

  • Сколько материала собрано?

  • Какие результаты (в сроках и цифрах) получены?

  • Чем объясняется получение таких результатов?

  • Какие выводы сделаны?

Ответить на данные вопросы (в указанной последовательности) необходимо при защите любого исследовательского проекта.

2. При подготовке выступления следует учесть, что доклады не читаются по тексту, а рассказывают. Поэтому необходимо подготовить конспект (план) выступления. В качестве такового можно использовать тезисы Вашей работы с подчеркнутыми в них основными мыслями.

3. Чтобы говорить без "бумажки" не стоит заучивать текст выступления наизусть. Гораздо полезнее понять, что именно требуется рассказать и выбрать, из отчета основные цифры, факты и утверждения, рассказывающие суть выполненной работы.

4. Все наглядно-иллюстративные материалы (диаграммы, графики, схемы, таблицы и т.п.), используемые Вами при выступлении, должны быть легко читаемыми сидящим в зале и понятными без дополнительных объяснений. Поэтому они должны быть подписанными и иметь расшифровку условных обозначений.

5. Во время выступления наглядно-иллюстративный материал должен использоваться. Если речь идет о цифрах, показанных в таблице пли проиллюстрированных графиком, то нужно обращаться к соответствующей таблице или графику.

6. При демонстрации наглядно-иллюстративного материала следует использовать указку, авторучку, карандаш, но никак не палец. При этом нужно повернуться к слушателям лицом, а не спиной.

 

 

Федеральный портал "Российское образование"   ГОУ ДПО ЧИППКРО    Единая коллекция ЦОР
 Портал Государственных услуг РФ Министерство образования и науки Челябинской области Федеральный Центр Информационно-Образовательных Ресурсов
Единое окно доступа к образовательным ресурусам    

Дата последнего обновления страницы 05.07.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»